Автор Тема: "Таинственный символ" А. Борцов  (Прочитано 10123 раз)

Оффлайн adminАвтор темы

  • Quot capita, tot sensus
  • Администратор
  • Ветеран
  • ********
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 126
  • - Вас поблагодарили: 314
  • Сообщений: 2023
  • Страна: ru
  • Dies diem docet
"Таинственный символ" А. Борцов
« : 11 Январь 2016, 08 : 47 : 35 »
             В 1824 году торговец оружием Л. Селье (Louis Sellier) основал в Праге фабрику по производству капсюлей. Тогда же в Париже аналогичное производство создал химик Ж. М. Н. Белло (Jean Maria Nicolase Bellot). В 1825 году они стали компаньонами, основав широко известную и сегодня фирму Sellier & Bellot. С 1826 года продукция компании стала производиться на заводе в Шёнебеке на Эльбе (Германия), а в 1883 году был основан завод в Риге (Лифляндское княжество). На рубеже XIX и XX веков завод в Риге располагался в 35-ти зданиях на 40 000 кв. саженях земли. В общей сложности на нём трудились 110 мужчин и 80 женщин. Продукция с клеймом «Селлiе и Белло. Рига», в число которой входили до 6 миллионов патронов «Монте-Кристо» и около 5 миллионов всевозможных револьверных и пистолетных патронов практически полностью сбывалась в пределах России. Завод являлся официальным поставщиком револьверных патронов для Главного Артиллерийского Управ-ления, Департамента Полиции, Главного Тюремного Управления, Управления Почт и Телеграфов и Лесного Департамента Российской Империи.
После краха Империи завод продолжил работу на территории суверенной Латвии, заменив клеймо с кириллицы на латиницу «S.В.Riga». К началу 20-х годов вооружение 40-тысячной латвийской армии состояло из довольно пёстрой смеси стрелкового оружия, в основном, российского и английского производства, оставшегося после Первой мировой и Гражданской войн. Уже к середине 20-х годов стал ощущаться дефицит винтовочных патронов. Приблизительно с 1926 года рижский завод приступил к производству патронов британского образца калибра .303 (7,7х56R) с пулей МкVII с мельхиоровой оболочкой. Выбор был обусловлен тем, что Латвия в то время более тяготела к Британской Империи, нежели к молодой Советской России или расположенной неподалёку Германии. Буквы «S.B.R.» сохранялись на донцах гильз рижского производства вплоть до 1937 года, когда завод перешёл к латвийскому государственному акционерному обществу «Вэрокс». С этого времени в клейме на донце винтовочных гильз появляется стилизованная буква V вверху, две последние цифры года выпуска внизу и две горизонтальные сегментные линии. В конструкции патрона изменилось лишь то, что оболочка пули стала биметаллической - из плакированной мельхиором стали.
               В июне 1940 года прибалтийские республики, включая Латвию, были присоединены к Советскому Союзу. Казалось бы, в истории патронного завода в Риге на этом должна была бы появиться жирная точка. Патрон 7,7х56R британского образца к тому времени в Красной Армии уже практически вышел из употребления вместе с винтовками и пулемётами периода Первой мировой и Гражданской войн, а перестройка завода под производство патрона 7,62х54R отечественного образца вряд ли была целесообразна. Тем не менее, завод не был остановлен. Вещественным свидетельством этому являются весьма редко встречающиеся патроны со стилизованной буквой V и цифрами «41» на донце гильзы.
После присоединения трёх прибалтийских республик, Красная Армия стала «богаче» приблизительно на 300 тысяч винтовок и 10 тысяч пулемётов, «отобранных» у разоруженных латышской, литовской и эстонской армий. Подавляющее большинство этого оружия было под патроны немецкого и британского образца. Так что возможно, что завод в Риге, как и патронное производство в Литве (об этом в как-нибудь в другой раз), были сохранены для снабжения боеприпасами «трофейного» оружия. Однако, в доступных архивных материалах, касающихся производства патронов к стрелковому оружию в Советском Союзе в первое полугодие 1941 года, прибалтийские заводы не упомянуты.
              Менее вероятная версия, приведённая в некоторых западных специализированных изданиях, состоит в том, что сразу же после оккупации Прибалтики германской армией летом 1941 года, немцы восстановили патронное производство для собственных нужд. К началу Великой Отечественной войны стрелковое вооружение Вермахта, Люфтваффе, Кригсмарине, войск СС и прочих германских военизированных формирований представляло собой довольно пёстрый набор из образцов собственного производства и всевозможных трофеев со всей Европы, среди которых было оружие и под патрон 7,7х56R. Патронные заводы оккупированной Европы выпускали для германских вооруженных сил далеко не только патроны 9x19 Парабеллум и 7,92x57 Маузер. Против этой версии свидетельствует отсутствие патронов с клеймами после 1941 года, хотя Прибалтика и была оккупирована до 1944 года включительно.
               При отсутствии достоверной документальной информации имеют право на существование и другие, вовсе невероятные версии. Так что всего лишь одна маленькая цифра в клейме на донце гильзы может, в конечном счёте, вызвать массу вопросов о большой политике и экономике в период Второй мировой войны.

Полный текст: "Мастер Ружье" N78, 2003.

    [ Гостям не разрешен просмотр вложений ]   [ Гостям не разрешен просмотр вложений ]
« Последнее редактирование: 06 Февраль 2016, 14 : 58 : 19 от admin »

Оффлайн adminАвтор темы

  • Quot capita, tot sensus
  • Администратор
  • Ветеран
  • ********
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 126
  • - Вас поблагодарили: 314
  • Сообщений: 2023
  • Страна: ru
  • Dies diem docet
Re: "Таинственный символ" А. Борцов
« Ответ #1 : 15 Январь 2016, 09 : 31 : 10 »
Все пожелания и предложения по данной статье, обсуждаем в отдельном топике!
Либо с автором (если имеете контакт с таковым).

 


------

Объявления  Профиль  Личные сообщения  Галерея  Галереи пользователей  Библиотека