Автор Тема: Динамореактивные системы конструкции Курчевского и Легчакова  (Прочитано 1515 раз)

Оффлайн adminАвтор темы

  • Quot capita, tot sensus
  • Администратор
  • Ветеран
  • ********
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 126
  • - Вас поблагодарили: 314
  • Сообщений: 2023
  • Страна: ru
  • Dies diem docet
Динамореактивные системы конструкции Курчевского и Легчакова.

    В декабре 1934 г. на имя народного комиссара обороны поступил доклад начальника УВС РККА Я.И.Алксниса: «В конце 1933 г. - начале 1934 г. промышленностью были выпущены первые 22 самолета-истребителя под названием «Зет» с 76-мм пушками АПК-4 конструкции Курчевского. Для освоения этого нового рода авиации - пушечного - и отработки баллистики прицелов и снарядов, а также самого боевого применения этого оружия Вашим приказом в начале 1934 г. была сформирована отдельная авиационная эскадрилья особого назначения в составе 19 самолетов.
    Степень освоения стрельбы с самолетов по земным целям и степень овладения техникой пилотирования этих самолетов лично в начале августа Вы имели возможность наблюдать в Подлипках. Попытка проверки полигонных результатов стрельбой на местности по тактическим мишеням дала снижение поражаемости. Это есть прямое следствие отсутствия нужных прицелов. Овладеть стрельбой по воздушным целям до сих пор нам не удалось.
    Мы на сегодня не сумели справиться с устройством воздушной мишени нужных размеров для стрельбы с целью уточнения баллистических элементов. Для этого мы пытались подвесить мишень-фартук на двух аэростатах. Этот опыт не дал положительных результатов — мишень рвется ветром и весьма неустойчива в воздухе. Стрельба же по обычному конусу не дает результатов проверки элементов баллистики.
    После этих неудавшихся опытов на полигоне в Ногинске Вами в начале августа сего года было приказано перебросить эскадрилью в Переславль с тем, чтобы там продолжать эти опыты сперва по движущимся по воде целям, ко времени окончания этих опытов изобрести способ создания воздушной мишени для стрельбы по воздушным целям. Однако, с переброской эскадрильи в Переславль работы по опытам совершенно прекратились, ибо эскадрилья вынуждена сама была заниматься своим устройством и приспособлением помещений и аэродрома для хранения самолетов во время зимы, так как строительство в Переславле, которое велось под руководством Управления специальных работ НКТП на средства НКТП и НКО запаздывало, а в четвертом квартале совершенно приостановилось из-за отпуска средств.
    На этой почве строительства и трудностей создались совершенно не нормальные взаимоотношения между эскадрильей и Управлением специальных работ. В частности, между командиром эскадрильи тов. Сузи и Курчевским. Кроме того, продолжение опытов затрудняется.
    Дальнейшее усиление Воздушного Флота пушечными самолетами тормозится, главным образом, неподачею пушек промышленностью. Так НКТП по 1934 г. должен был поставить НКО 50 самолетов типа «Зет». 30 самолетов из этого количества полностью готовы и облетаны, но ни один из них не принят из-за того, что нет пушек. Постановление СТО обязало НКТП в 1934 г. изготовить и поставить НКО 300 37-мм пушек АПК-11 для установки на И-14. Пушки эти не поставлены, и даже опытные образцы не прошли испытаний в АУ РККА.
    По будущему году заказ на истребители И-14, где должны ставиться эти пушки, определен в 150 самолетов. Весь этот заказ на сегодня остается не обеспечен пушками и находится под угрозой срыва. Если не будут приняты исключительные меры, придется на этих самолетах вместо пушек устанавливать пулеметы.   
    Затем необходимо обязать Курчевского всеми мерами форсировать доведение до госиспытаний строящегося у него опытного образца пушечного самолета ИП-1 под мотор «Райт-Циклон» с тремя усовершенствованными 76-мм пушками АПК-4. Довести работу автоматики механического заряжания и перезаряжания пушки АПК до надежного и безотказного действия. И наконец, надо обязать НКТП форсировать изготовление опытных образцов 100-мм пушки АПК-8, отсутствие опытных образцов которой затягивает проектирование соответствующих опытных самолетов, предусмотренных планом опытного строительства».
    В ответ на жалобы о трудностях в создании мишенной обстановки, из аппарата наркома обороны последовал гениально простой приказ поставить в центре Плещеева озера шлюпку, и стрелять по ней из динамореактивных пушек с самолетов. Это позволяло фиксировать величины промахов. Позже в переписку вмешался представитель НКВД, заявивший, что готов перед этими стрельбами проводить «зачистку» Переслявля-Залесского от «политически неблагонадежных элементов», вывозя их на время из города... Комментировать подобную тупость даже сегодня довольно затруднительно.
    Отчет начальника сектора 15-а НИИ ВВС Проценко и старшего инженера сектора 15-а НИИ ВВС Ратафьева, датированный 1937 г., по испытаниям системы АПК-4 с перезаряжанием конструкции Легчакова, установленных парой на самолете «Z» №39004. Место испытаний Щелковский аэродром и Ногинский полигон. В ходе испытаний представилась возможность производить стрельбу над Щелковским аэродромом. Испытания проводили сотрудники НИИ ВВС РККА в составе ответственного руководителя Ратафьева, летчика командира звена бригады НИИ ВВС Лагутина, техника сектора 15-А Моргунова, представителя завода №39 Легчакова.
    «АПК-4 представляет собой пушку динамореактивного действия конструкции инженера Курчевского, изготовленного мастерскими ОКБ-1 ГАУ. Принцип действия АПК-4 — тот же, что и у пушки АПК-4бис. Отличие заключается в способе перезаряжания патроном, в устройстве магазина и его расположении на самолете. Магазин по системе Легчакова расположен в передней части плоскости самолета и представляет собой коробку, в которой патроны расположены друг за другом по длине крыла (10 штук).
    Магазин в системе перезаряжания Курчевского расположен под плоскостью самолета. Он представляет собой цилиндрическую трубу, укрепленную на самой системе, в которой размешаются боевые патроны в количестве 6 штук. Перезаряжание очередного патрона производится под действием сжатого воздуха, идущего по специальным трубопроводам, от баллона в кабине летчика.
    В системе перезаряжания Легчакова, как и у Курчевского, используется давление пороховых газов для перекрытия клапана распределения воздуха. Благодаря указанному использованию давления пороховых газов, происходит автоматическая перезарядка очередного патрона. Работа летчика при стрельбе сводится только к нажатию большим пальцем па гашетку, которая находится на ручке управления самолетом.
    При испытании АПК-4 в воздухе для определения возможности стрельбы при различных эволюциях самолета и работы автоматики выполнили 21 полет и 311 выстрелов. В обе пушки заряжали в общей сложности 446 патронов (167 выстрелов из левой пушки, 144 — из правой). Стрельба без задержек из обеих пушек получилась только в шести вылетах (из левой). В горизонтальном полете выполнили 13 стрельб (270 патронов заряжено в обеих пушках). Выстреляно из них 159 патронов (83 выстрела из левой и 76 из правой). 41,2% общего количества заряженных патронов отстрелять не удалось в 13 полетах по причинам:
    - вина механизмов перезарядки — 5 задержек (из них 3 — за счет смазки. Густая смазка тормозила движение защелки. С переходом на обезвоженный керосин подобных задержек не повторялось); по вине летчика (неправильное ведение стрельбы) 4 задержки;
    - по вине обслуживающего персонала (1 задержка);
    - по вине снарядов — 8 задержек;
    На 270 патронов приходится 18 задержек различного рода. Задержки по вине снарядов произошли из-за неточной калибровки патронов снаряда по диаметру, что не дало возможности пройти очередному снаряду в канал орудия и из-за неудовлетворительного комплектования порохом зарядов. Несгоревшие куски нитроткани забивали отверстие для прохода дробинки, воспламеняющей порох, а также отверстия для отвода пороховых газов из канала орудия и очередной перезарядки.
    Преимущества перезаряжания АПК системой Легчакова перед системой Курчевского:
    - полный боезапас — 22 снаряда (при системе Курчевского — 14);
    - снаряды расположены внутри крыла (у Курчевского — в цилиндрическом магазине на самой пушке);
    - возросший вес в связи с увеличением числа снарядов компенсируется уменьшением лобового сопротивления за счет укрытия снарядов и более компактного расположения пушки под крылом;
    - вес системы с перезарядкой Легчакова — 72 кг (система Курчевского — 83 кг);
    - автоматика отработана лучше, чем на прототипе. Число задержек при стрельбе в горизонтальном полете 41,2% (у Курчевского — 42,9);
    - среднее количество выстрелов за один полет — 15 (у Курчевского — 7);
    - по вине механизмов перезарядки, из 159 выстрелов в горизонтальном полете у Легчакова было всего 5 задержек, а если исключить игнорирование зимней смазки, то их число будет только 2. У Курчевского на 136 выстрелов было 9 задержек.
    Кроме того, упрощен снаряд — не требуется специальной головки в виде грибка, погнутость которого вызывает дополнительные задержки. На основании испытаний необходимо считать, что система АПК-4 калибра 76,2 мм с перезаряжанием Легчакова, установленная парой на самолете «Z», госиспытания прошла. Система работает удовлетворительно и обеспечивает стрельбу на пикировании до 45°, на кабрировании - до предела, на кренах - до 40° при скоростях самолета до 230 км/ч. На больших скоростях испытаний не проводили из-за недостаточной площади полигона. После отработки систему можно передать на войсковые испытания».

Источник:
Реактивное вооружение Советских ВВС 1930-1945, Резниченко С.
« Последнее редактирование: 28 Июнь 2016, 13 : 00 : 11 от admin »

Оффлайн adminАвтор темы

  • Quot capita, tot sensus
  • Администратор
  • Ветеран
  • ********
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 126
  • - Вас поблагодарили: 314
  • Сообщений: 2023
  • Страна: ru
  • Dies diem docet
Еще пара фото.

 


------

Объявления  Профиль  Личные сообщения  Галерея  Галереи пользователей  Библиотека